Search
Контейнер на крюке на фоне неба

Как спасти наш экспорт?

“Ненефтяной экспорт Азербайджана в 1 квартале 2016-го года сократился на 44,5%”. Этот майский заголовок, как гром среди ясного неба, раздался в деловых кругах азербайджанского общества. В целом, снижения темпов экспорта нефтяной продукции ввиду низких цен на энергоресурсы общество ожидало, однако уменьшения экспортных цифр “ненефтянки” в таком масштабе не ожидал никто.

В январе-марте 2016 года внешнеторговый оборот Азербайджана составил $3 млрд 606,5 млн. При этом экспорт составил $1 млрд 780,6 млн. На долю ненефтяного экспорта пришлось $244,8 млн при спаде на 44,5% и удельном весе в 13,7% от общего объема экспорта –  так прозвучали сообщения государственного комитета по статистике.

Здесь следует отметить немаловажный момент: впервые за многие годы во внешнеторговом обороте нашей страны сложилось большое отрицательное сальдо, грубо говоря, мы купили больше, чем продали в другие страны. Согласно отчету за первые 4 месяца 2016-го года, во внешнеторговом обороте Азербайджана сложилось отрицательное сальдо в размере 144,368,840 долларов. В аналогичном периоде прошлого года положительное сальдо внешнеторгового оборота составило 867,189,170 долларов. Показатели сальдо изменились свыше, чем на миллиард долларов. Основная причина – падение цен на нефть. Но чем объяснить падение экспорта продукции ненефтяного назначения почти в два раза? Давайте взглянем подробнее, что же и в каких количествах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало меньше экспортироваться. В данной таблице указаны товары с самым значительным изменением объёмов:

Рост Спад
Свежие овощи: + 570%

Полиэтилен: + 11,3%

Трубы из нецветных металлов: + 530%

Хлопок: + 230%

Свежие фрукты: – 18,9%

Сахар: – 57,4%

Растительные масла: – 52,3%

Чай: – 76%

Маргарин и прочие пищевые добавки: – 90,5%

Обработанный алюминий: – 3,9%

Важность экспорта ненефтяной продукции невозможно переоценить. Стратегически, экспорт – это золотая жила, по которой в страну притекает валюта, ресурсы, богатство. Фактически, все страны, которые демонстрировали “экономическое чудо”, то есть быстрое экономическое развитие, делали это благодаря экспорту, либо притоку капитала и инвестиций. Именно благодаря экспорту и Азербайджан обеспечил себе беззаботное существование после того, как в значительных объемах начал продавать за рубеж сырьё, в основном – нефтепродукты. Именно благодаря разумной экспортной политике по диверсифицированным поставкам нефтяных ресурсов на мировые рынки население Азербайджана бесперебойно получало стабильный государственный бюджет, выплачивало пенсии и зарплаты госслужащим, от чего довольствовался и частный сектор.

На данном моменте необходимо остановиться и повторить: Азербайджан обеспечил рост ВВП и экономическое развитие главным образом благодаря экспорту нефтяного сырья. В условиях падения цен на энергоресурсы и уменьшения потребления (на голову) нефти и углеводородного сырья в мире развитие ненефтяного экспорта – архиважная стратегическая задача нашего общества. Таким образом, взглянув на цифры падения экспорта почти наполовину за отчетный период, становится, мягко говоря, не по себе.

Чтобы понять ситуацию, причины и следствие такого положения дел стоит посмотреть на статистику прошлых лет. Данная таблица наглядно демонстрирует темпы изменения уровня экспорта в прошлом (за 4 года) за первые 3 месяца каждого года:

Если говорить прямо – уменьшение объемов экспорта может зависеть от двух причин: первая – уменьшение объёмов производства продукции в Азербайджане, вторая – уменьшение количества рынков сбыта и ненадлежащий спрос на азербайджанские товары.

Давайте разберём основные факторы, которые могли бы повлиять на такое положение дел. Что произошло за полтора года?

Фактор 1. Девальвация национальной валюты почти на 100%. Но по всем экономическим законам девальвация валюты должна ПОМОЧЬ, а не навредить экспорту. Ведь произведенный за, скажем, 100 AZN товар, который при марже в 25 AZN по старому курсу продавался за 160 долларов в другой стране (125 AZN по старому курсу 1:0,78), по сегодняшнему курсу продаваться должен за 83 доллара (125 AZN по курсу 1:1.5) , потому что затраты на производство в Азербайджане (в целом) не изменились, но благодаря девальвации товары Азербайджана начали стоить “меньше” в пересчете на иностранную валюту. Таким образом, девальвация – общеизвестный, положительный фактор воздействия на экспортные показатели.

Фактор 2. Внутреннее потребление. В целом, внутреннее потребление в Азербайджане за год сократилось, чему виной падение цен на нефть и неблагоприятное состояние экономики. Это ещё одна причина того, чтобы выводить производителям товары (излишек) на экспорт. С другой стороны – импортные товары в Азербайджане повысились в цене, таким образом, частично потребление Азербайджанских товаров внутри страны увеличилось. Однако смело можем утверждать, что внутреннее потребление не настолько возросло, чтобы сократить экспорт на 44.5%

Фактор 3. Сокращение производства в Азербайджане.  Один из двух самых вероятных факторов такой неблагоприятной ситуации – сокращение производства или добычи ненефтяной продукции в стране. Однако, вместо прогнозов и предположений стоит обратить внимание на данные того же комитета по статистике. Взглянув на эти цифры становится ясно – сокращение производства – не причина столь резкого падения экспорта. Ведь промышленное производство в стране за первые 4 месяца сократилось всего на 1.1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если быть точнее, то сокращение и рост производства в производственных секторах выглядел следующим образом:

Рост: продовольственные товары – 2,3%, напитки – 8,2%, табачные изделия – 52,1%, изделия текстильной промышленности – 350%, готовые металлургические изделия – 36,5%, компьютеры, электронные и оптические изделия – 270%, электронное оборудование – 7,8%, автомобили, прицепы и полуприцепы – 48,4%, установки и ремонт машин и оборудования – 210%.

Падение: производство одежды – 19,6%, кожи и изделий из кожи, обуви – 72,9%, бумаги и картона – 14,9%, полиграфической продукции – 6,7%, товаров химической промышленности – 13,8%, резины и пластиковых изделий – 24,4%, строительных материалов – 28,6%, машин и оборудования – 20,5%, мебели – 14,2%.

Следует заметить оптимистичные цифры роста промышленного производства товаров и падение доли перерабатывающей и добывающей сферы, по причине низких цен на сырьё. Это не может не радовать и не придавать оптимизма по поводу ситуации в будущем по преобразованию сырьевой экономики Азербайджана. Но, вернёмся к печальным цифрам экспорта.

Фактор 4. Проигрыш конкуренции, потеря азербайджанскими производителями рынков сбыта. Азербайджан теряет рынки сбыта. Как это не прискорбно признавать, но наши товары не выдерживают прямой конкуренции с товарами из других стран. Фактически, какой бы ни была причина падения экспорта продукции – “полка”, где когда то лежали Азербайджанские товары долго пустовать не будет. Свято место, в принципе, пусто не бывает, вакуум спроса в условиях рыночной экономики быстро заполняется предложением. К сожалению, потерю именно каких рынков (в каких странах) выяснить не представляется, однако, приведём статистику стран, в которые эти самые товары поставлялись (как нефтяного так и ненефтяного назначения): Италия – 20,7%, Франция – 11,3%, Германия – 9,7%, Чехия – 7,2%, Грузия – 6,6%, Израиль – 5,5%, Тайвань – 5,4%, Португалия – 3,5%, Турция и Туркменистан (отдельно) по 3,3%, Россия – 2,6%, Индия – 2,5% и т.д.

Причин проигрыша конкуренции и вытеснения нашей продукции много: от банально низкого качества отечественного продукта, до высокой цены и неграмотной организации со стороны предпринимателей продаж, поставок, рекламы, логистики, хранения. На этот счёт у меня, как у маркетолога, соображений – много, догадок – ещё больше.

Вы спросите – как это возможно, что наши товары начали проигрывать конкуренцию именно в этом году, показывая рост продаж в предыдущие периоды?

Не нефтью единой…

Ответ прост – наша продукция в широком ассортименте и не побеждала конкуренции с зарубежными аналогами. Предположительно, многие азербайджанские компании пытались занять место на зарубежных рынках центральной Азии, России и Европы агрессивной маркетинговой и ценовой политикой, искусственно понижая цены, “демпингуя” (от англ. слова “dumping” – “снижать, обваливать”), неся высокие траты на складские помещения и искусственно увеличивая долю в полках в точках розничных продаж. Такая политика по “откусыванию” доли рынка имеет место быть и является нормальной в рамках маркетинга. Однако, кризис и девальвация поставили крест на агрессивном захвате рынков азербайджанскими товарами. Всему причиной то, что ощутимая часть азербайджанских компаний не получала прибылей от продаж на экспорт, ввиду высоких трат по направлениям, которые мы указали выше.

Львиная доля доходов азербайджанских компаний и предприятий, которые выводят свои продукты зарубеж, составляют продажи внутри страны. Как только продажи на внутреннем рынке падают, что и происходит в Азербайджане почти полтора года, компании и предприятия сталкиваются с угрозой банкротства, не имея возможности продолжать политику по внедрению на зарубежные рынки. Как следствие, сдувается и раздутый шар экспорта. Другой вопрос в том, что можно было ли эффективней входить на рынки других стран? Да, можно. Но это уже вопрос в компетенции правления и коммерческого управления данных компаний и предприятий.

Перечислив и осмыслив причины падения экспортных показателей ненефтяного сектора нашей экономики, становится ясно – “светлые дни” комфортного экспорта поддерживаемого инвестициями предприятий, закончились. С января 2015-го года началась новая эра в товарно-денежных отношениях с участием азербайджанских компаний и граждан Азербайджана.

Рынки, на которые мы ориентируемся высококонкурентны, жестоки, а клиенты требовательны и избирательны. Это подталкивает нашу страну и экономику, совместно с предприятиями и бизнесом производить высококачественную продукцию, грамотно разрешать задачи по поставкам, хранению, сбыту и рекламе товаров, чтобы быть лучше, прибыть быстрее и продаваться дешевле конкурентов. Другого выхода у нашей страны и бизнеса, если мы хотим развивать экономику за счет экспортных прибылей, нет.

Турал ГАСАНОВ, экономист, специалист по маркетинговым исследованиям

novosti.az




Bir cavab yazın

Sizin e-poçt ünvanınız dərc edilməyəcəkdir. Gərəkli sahələr * ilə işarələnmişdir